Соловей разбойник — русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой — особым посвистом.
В образе Соловья — разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.

Свист Соловья, «Одихмантьева сына», разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие — посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего — татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

«Темны лесушки к земле приклонилися, 
Что есть людишек, мертвы лежат»…

           Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья «стрелочкой каленой» в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князю Владимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей разбойник демонстрирует свой страшный свист не в «полсвиста», как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего

«Маковки на теремах покривились, 
Стеклышки в оконницах полопались, 
Со двора все кони разбежалися, 
Все князья с боярами пали замертво…» 

За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:

«Полно-тка тебе слезить отцов-матерей, 
Полно-тка вдовить жен молодых, 
Полно спущатъ сиротать малых детушек!»

        Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец «выпущает Соловеюшку Рахманова», взяв с него «роту (клятву) великую» не приносить людям горя и бед.
        Возможно, сюжет о Соловье — разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом (Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка для форума:

Ссылка для сайта:

Соловей разбойник" readonly="readonly" onclick="sdf_input_autoselect(this);">

Читайте также